Джахары
Границы секторов Обелиска Воздуха и Обелиска Огня
Сектор Огонь-Воздух
Осколок Харрикан, а так же малые осколки Оонг и Кхугул.
1. Название (самоназвание и общее среди прочих обитателей мира).
Джахары (м.р. джахар, ж.р. хара или харья (в ближних к воздуху районах)).
2. Общее описание внешности. Возрастные рамки и признаки (если требуется).
Если описывать джахарскую внешность, то она очень разнообразна: кожа бывает от молочно-белой (районы ближних к воздушным территорий) до шоколадной (ближе к огненному обелиску). Однако наиболее распространена бежевый и оливковый отетнок кожи.
Джахарские глаза - "визитная карточка" этого народа. Как правило, глаза у них крупные и миндалевидные. Внешний уголок находится выше внутреннего, создавая иллюзию постоянного хитрого взгляда. Цвет глаз у джахаров может быть самым разным: от яркого небесно-голубого (что большая редкость) до черного. Исключение составляют лишь оттенки красного и желтого. Однако наиболее распространены темно-карие и смешанные зеленоватые глаза.
Волосы у джахаров тоже бывают от темного блонда (или "русым" – в «воздушных» районах) до черного. Волосы чаще всего кудрявые или волнистые. Лицо у джахаров, как правило, овальное, однако в некоторых, ближних к воздуху, регионах немного удлиненное. Фигура средняя, с редкими отклонениями в поджарость или ширококостность.
Джазарская женская фигура считается эталоном женственности и напоминает формами выпуклые песочные часы. В целом, харьи склонны к полноте, но не к чрезмерной. Хорошо сложены. Иногда бывают и худые девушки. В целом, женщины светлее мужчин.
В одежде чаще всего предпочитают одежду из льна или хлопка, а так же из шерсти и кутхулова пуха, способную одновременно уберечь своего носителя как от жары, так и от песчаных бурь. Женщинам запрещено появляться на людях без плотного паланкина, полностью скрывающего тело и лицо, с небольшой полоской-отверстием для глаз. Обувь – туфли с загнутыми вверх носами, невысокие сапожки и сандалии - создают преимущественно из змеиной кожи.
Для собственного украшения используют полудрагоценные камни и драгоценные металлы, которые закупают у гномов. Очень ценятся камни алого, лазурного и ярко-зелёного оттенков. Считается, что носящий эти цвета оберегается тремя покровителями народа: кровью, небом и водой.
Продолжительность жизни в среднем до 75-80 лет, совершеннолетие наступает в 14 лет у девушек, и в 16 - у юношей.
3. Расовые особенности.
● Ловкость и острота ума выше, чем у других хумансов. Легче прочих обучаются точным наукам, а так же обладают незаурядным талантом к интригам и многоходовому планированию.
● Имеют крайне слабую предрасположенность к магии. На одного мага приходится порядка 15 тыс. соплеменников. Способны овладеть магией только 2х стихий – Огня (чаще) или Воздуха (большая редкость).
● Отлично приспособлены к жизни в пустынях и при высоких температурах. Единственные владеют навыком ориентирования и выживания в песчаных бурях.
4. Общественный строй, иерархия.
Джахары считают себя единым народом, но разделяются на три группы:
- кочевники-скотоводы (бекнаги);
Бекнаги ведут строго племенной образ жизни. Их племена (бану), состоящие из нескольких семейств, могут насчитывать от нескольких десятков до пяти сотен членов. Браки осуществляются по возможности внутри племени.
Каждое бану возглавляется старшим по мудрости и опыту Шаархом, должность которого может наследоваться, но чаще доказывается в бою. Шаарху подчиняются и ведут с ним беседы главные по хамулам – Кханы (так же старшие по мудрости и опыту в семье).
- селяне-земледельцы (луссы), жители сел (около 60% джахаров);
Домашние хозяйства в джахарских деревнях, расположенных исключительно вблизи источников воды, чаще всего состоят из семейной пары и их детей. В них также могут входить жены сыновей и их дети. Близкие родственники и их семьи чаще всего живут рядом. Несколько семей образуют «хамулу». Браки могут заключаться как внутри «хамулы», так и внутри деревни, в состав которой может водить до 10ти семей. Многие джахарские крестьяне являются членами больших племенных групп, состоящих из жителей множество разных деревень. Некоторые племена ведут свое происхождение от осевших бекнагов.
У большинства луссов глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне. В случае внешней угрозы они обычно помогают друг другу. Однако в большинстве видов деятельности, касающейся общины в целом, сотрудничества между ними наблюдается мало.
- горожане (акхи), жители городов.
Система муниципального управления города не выходит далеко за пределы контроля рынков и содержания стражи – Шаррафата (ед.ч. фат). Шаррафат подчиняется непосредственно Шаррату – правителю города.
Горожане больше заботятся не о городе как общине, а о семье. Семейная жизнь в городе не отличается по своему образу от сельской.
Каждый город имеет своего непосредственного правителя – Шаррата, который объединяет под своей властью и окружающие его деревеньки луссов. Шаррат – должность наследственная. Главная задача Шаррата – обеспечить спокойствие и безопасность своих подданных, за которые крестьяне отдают часть своей еды в угоду города, а город платит Шаррату налогами.
5. Быт. Ремёсла.
Джахары строго патриархальный народ. Женщинам в их обществе отведены довольно не завидное место и обязанности: следить за хозяйством, обихаживать своего мужа и рожать детей. При этом показывать свое лицо позволено только мужу, которого для дочери выбирает ее отец. Все женщины живут в отдельной части лагеря (у бекнагов)/дома (у сельских жителей и горожан), который называется гаремом. У джахаров принято многоженство.
- Бекнаги живут в четырёхугольных палатках (шатрах), которые состоят из широких полотнищ вязаного пуха кутхула (крупных ездовых птиц, похожих на страуса), укладываемых на остов из шестов и жердей. Всё их имущество легко умещается на животных.
Бекнаги ведут кочевой образ жизни. В зимнее время «бану» постоянно кочуют по пустыне в поисках воды и пастбищ для скота. Летом «бану» собираются вблизи племенных колодцев. Племенам и семействам часто приходится бороться за права на землю и воду.
Бекнаги занимаются разведением оогов (крупных травоядных ящеров) или птиц кутхул. Ооговоды считают себя единственными истинными бекнагами, стоящими выше кутхулводов, хотя и те и эти чаще всего живут в одной бану. Ооги снабжают своих хозяев кровью и мясом для питания, а так же кожей для изготовления плотной ткани (ооги сбрасывают кожу подобно ящерицам раз в 2 месяца). Кутхулы же ценятся своим пухом, из которого так же ткётся одежда, мягкими перьями и крупными яйцами, которые как используются в пищу, так и отдаются на продажу. Кроме того Кутхулы считаются крайне верными и опасными в бою существами в силу своего крупного клюва и сильных ног с длинными острыми когтями.
Бекнаги промышляют работорговлей, отлавливая и порабощая разорившихся и не способных себя защитить луссов, продавая их в города за хорошие деньги.
- Луссы чаще всего выращивают зерновые культуры (пшеница и сорго) и овощи. Основной продукт питания — хлеб, каши из различных зерновых, молочные продукты, зелень, овощи и т. д. В зависимости от региона луссы также выращивают: финики (в оазисах пустынь); цитрусовые (на «воздушной» окраине осколка); абрикосы, виноград, миндаль, оливы и т. д. (в предгорьях, ближе к «огненной» окончености). Кроме того, в некоторых регионах важной товарной культурой является хлопок.
Кроме этого среди луссов развиты промысловые ремёсла: гончарное дело, создание кирпича, разведение ездовых животных. А так же охота на змей.
- Акхи (горожане):
Джахарские города являются административными, торговыми и культурными центрами. Для традиционного джахарского города характерны узкие улочки и тесная застройка домов. На первых этажах часто расположены лавки и мастерские. Объединяющиеся по специализации лавки и мастерские образуют базары (сук), на которых торговцы и ремесленники демонстрируют товары. У многочисленных торговцев продуктами питания на базарах можно купить разнообразные кондитерские и мясные изделия.
Четкого разделения города на торговые и жилые районы не существует. Джахарские города обычно разделены на кварталы по этническому или религиозному принципу, или же по торговой специализации.
Кроме того именно в городах высоко развито театральное и музыкальное искусство, а так же имеются специализированные школы для элитных рабов (Ассы). Так же среди джахаров особо ценятся умеющие сказать мудрые легенды и сказки.
6. Наиболее важные житейские традиции
- Бекнаги:
• Отнимающий моего Оога отнимает мою жизнь.
• Самое важное в пустыне — уметь правильно развести костер, сварить на нем чай, а также испечь хлеб. Всегда имей с собой горсть муки и немного воды, чтобы испечь лепешку.
• Я горжусь тем, что я бекнаг.
• "Кого из своих детей ты любишь больше?" - "Малыша, пока он не вырос, уехавшего, пока он в отсутствии, и больного, пока он не выздоровеет".
- Луссы и Акхи:
• Земная и загробная жизни подобны двум женам-соперницам: если муж угодит одной, то рассердит другую.
• Найди выгоду свою, но не будь жаден. Духи воздают за жадность нищетой и рабством.
• Не считай раба за человека – он не заслужил того. Но не относись к нему хуже, чем к животному, ведь от него не меньше пользы.
• Береги семью свою и веру. Всё прочее воздастся.
7. Язык. Основные правила составления имён.
Язык джахаров делится на два:
- мужской (джахат) - отрывист, с изобилием гортанных и хрипящих звуков, а так же открытых гласных на конце слов. Большое количество описательных существительных, наполненных двумя, а то и тремя смыслами в зависимости от контекста, делают этот язык довольно трудным для изучения другими народами. Для незнающего его он очень похож на лай обитающих в их местностях пустынных лисиц.
- женский (уджа) - язык более плавный, нежели джахат, являет собой удивительное переплетение всех языков и понятий мира. Здесь можно встретить как понятия Аат или флувеалле, так и рычащие термины и синтаксические связки языков перевёртышей или гномов.
К общему языку относятся спокойно, хотя мужчины предпочитают "огрублять" произношения некоторых слов, так как считают не почётным говорить на "женском наречии".
Имена даются у джахаров по единому принципу, независимо от рода их деятельности и народности:
Мужские имена джахаров обычно длинные и запутанные, и содержат, помимо основного имени, которое даруется при рождении, имена отца и его рода, деда и его рода, а так же название города рождения конкретного джахара (особенно, если он путешественник). При этом упоминание имен предков строится по следующему принципу: {Имя мужчины} аль {Имя отца} нон {Род отца} ибн {Имя деда} ун {Род деда} (исс {название города рождения мужчины}).
Женские имена, напротив с мужскими, коротки и непритязательны. Называют девочек, обычно, матери, старательно соотнося имена с какими-либо прекрасными событиями или терминами, им известными. А вторым именем девочки становится Первое имя ее отца с упоминанием рода его отца, которое после замужества меняется на имя мужа. Так, схема составления женского имени следующая:
{Имя девочки} эль {Имя отца} нуо {Род деда по отцовской линии} либо {Имя женщины} эль {Имя мужа} нуо {Род отца мужа}.
Примеры имён: Ахмет аль Кодон нон Ахбурашми ибн Абнун ун Кхаашти (исс Ровум); Аида эль ЛотОс нуо Хабмурашми.
В официальной обстановке предпочитают называться полными именами, в то время как на торговых переговорах либо внутри дружеской компании обходятся краткими прозвищами. Жене называть мужа либо отца позволяется только по полному имени, произнося его с великой почтительностью, в то время как муж жену может называть как ему захочется.
8. Военное дело и магия.
Бекнаги не имеют постоянных военных формирований для защиты от других рас, но сами по себе имеют хорошие боевые навыки, коими могут при необходимости воспользоваться для защиты луссов и акхи в случае их просьбы о том.
В городах же имеется школы военного дела (по одной на каждый город) – Шаррафат. В нем обучаются в основном стрелки (стоят на стенах городов), мечники, которые чаще всего становятся фатами (или стражей в городе, отлавливающих воров и сдающих их в рабство) и кавалеристы на ездовых кутхулах (в мирное время держат лишь небольшие отряды – до 20 наездников на город, - для охраны непосредственно Шаррата).
Все джахары не любят и враждебно относятся к магам всех стихий, кроме Воды. Родиться магом и заявить об этом – значит подписать себе смертный приговор. Магам стихии воды же во всех племенах джахаров будет почет и уважение, а так же неизменное задабривание подарками. Вот только уйти магу воды от джахаров больше не удастся. А за попытку побега – мага определяют в рабы.
9. Взаимоотношения с другими расами.
Враждебный нейтралитет, даже меж друг другом и соседними городами. Особенно четкое разделение меж Ровумом (столица, находится под покровительством союза Аалун) и двумя Другими крупными городами (под покровительством альянса Гровир).
К флувеалле относятся с нескрываемым жадным почтением, особенно к их магам, тем временем как с союзом Аалун поддерживают исключительно торговые отношения. К Анум только в Ровуме можно рассмотреть почтение, в то время как в огненных частых осколка Харрикан отношение к ним весьма подозрительное в силу высокого влияния Инквизиции и их защиты, а так же политики.
Альянс Гровир - в почете у жителей городов огненной оконечности Харрикана, которые находятся под его защитой.
Перевёртышей - побаиваются, однако со змеями с удовольствием имеют дело и торгуют женщинами.
Про Атки не знают вовсе, как и про чоги получают лишь слухи.
Тэнебрис считают за порождений нечистой силы и стремятся с ними не взаимодействовать.
С саул - холодная и неявная война, так как о народе женщин воительниц до сих пор открыто ничего неизвестно.